Из каких соображений в Японии движение является левосторонним?
Этот вопрос занимает, не только людей изучающих эту загадочную азиатскую страну. «Левость» японцев очень даже сильно раздражает любого «нашего», кто попадает в Страну Восходящего Солнца по делам или в качестве туриста. А если брать автомобильную братию, то, как тут не задуматься о существовании праворульных автомобилей.
По рассказам, наших соотечественников, пытавшихся у самих японцев выяснить, почему у них левостороннее движение, особых успехов в этом добиться не удалось. Многие из них понятия не имеют о том, что в большинстве стран мира автомобильное движение организовано по противоположному принципу. Даже, когда пытаешься им поведать об этом, то кроме недоуменных кивков головой ожидать ничего не приходится.
Мы решили «покопаться» в различных литературных источниках и более-менее понятную информацию этой «проблемы» удалось выяснить. Сразу хочется отметить, что история принятия в качестве главной левой стороны дороги, как и многие японские вещи странная. Ее корни стоит искать еще в тех временах, когда горным землям вокруг японских деревень на резвых лошадях скакали гордые самураи. А они, как известно, свой меч носили на левом боку.
Катану просто затыкали за пояс, при этом он торчал где-то на полметра. Именно для того чтобы не зацепиться друг с другом оружием и были самураями приняты принципы левостороннего движения. Период Эдо, охвативший 1603-1867 гг. характеризуется закреплением этой традиции. Теперь каждый, кто направлялся в сторону Токио, который в тот период именовался Эдо, должен был держаться левой стороны. Таким образом, к концу 18 века в Японии движение относительно левой стороны дороги уже сформировалось как общее для всех без исключения правило перемещения по стране.
В 19 веке Япония была вынуждена присоединиться к мировому сообществу. Естественно наладились культурные и экономические связи. Японцы, попав в Европу, с удивлением обнаружили, что во многих странах этого континента организовано правостороннее движение. Но не на территории Британской империи. А еще сложилось так, что именно англичане, в непростом соперничестве с американцами и французами выиграли тендер на строительство первых железных дорог в Японии. И, пущенный в 1872 году первый паровоз, по логике вещей был пущен по левой стороне.
По этому же принципу начали свое движение и первые трамваи, приводимые в движение лошадиной тягой. Вот так постепенно в японском сознании закрепилось правило, что двигаться нужно по левой стороне дороги. Но что интересно – более половины столетия никаким нормативным документом в пределах страны не было регламентировано дорожное движение вообще. К примеру, в Осаке, местных градоначальники приняли решение, что в их городе будет правостороннее движение. В столице же оставались верны традициям. А вот японская армия в любом месте государства придерживалась движения справа, вплоть до 1924 года.
Одним словом, Япония – это страна сплошных традиций, очень часто противоречащих друг другу. Но чтобы не попадать в казусные ситуации, прежде, чем отправляться в эту удивительную страну стоит с ними хоть поверхностно ознакомиться. Иначе придется стать участником казусной истории, которую иногда можно наблюдать на японской дороге: машина с русским туристом выезжает на пустую дорогу, а когда на ней появляется машина с японцами (естественно движущаяся по левой стороне), едущая на встречу, наш брат начинает яростно сигналить и недвусмысленно жестикулировать, сдабривая все известными терминами.
30.08.2013 г.
Vili su
comments powered by Disqus